Первые исторические формы социально-психологического знания
Первые исторические формы социально-психологического знания.
1.Психология масс;
2.Психология народов;
3.Теория инстинктов социального поведения.
Критерием их различия является способ анализа взаимоотношений личности и общества; здесь возможно два подхода:
1. признание главенства личности;
2. признание главенства общества.
Примером первого решения является психология масс и теории инстинктов, примерами второго решения второго подхода – психология народов.
Психология масс родилась во Франции во второй половине XIX века.
К решению вопроса о взаимоотношении личности и общества эта теория подходит с «индивидуалистических» позиций.
Создатели: итальянский юрист С. Сигеле (1868—1913) и французский социолог Г. Лебон (1841—1931).
Истоки этой теории заложены в концепции подражания Г. Тарда.
Люди, по словам Тарда, это — стадо овец, среди которых рождается подчас глупая овца, гений, которая одною только силою примера увлекает за собою других.
Сигеле привлекало совершение преступления в состоянии аффекта, т.е. аффективные моменты. Также Сципион занимался вопросом «преступной толпы». Он считал, что каждый человек расположен к подражанию и эта способность достигается maximum’a у людей, собранных вместе.
Лебон уделял внимание проблеме противопоставления масс и элит общества. С его точки зрения любое скопление людей это масса, главной чертой которой является утрата способностей к наблюдению.
Типичными чертами поведения человека, попавшего в массу, являются:
1. обезличивание (что приводит к господству импульсивных, инстинктивных реакций);
2. резкое преобладание чувств над интеллектом (что приводит к подверженности различным влияниям);
3. вообще утрата интеллекта (что приводит к отказу от логики);
4. утрата личной ответственности (что приводит к отсутствию контроля над страстями).
Масса всегда по своей природе не упорядочена и хаотична, поэтому ей нужен «вождь», который бы выбирался из элиты.
Теория народов зародилась в Германии в середине XIX века.
Теоретические источники теории - философское учение Гегеля о народном духе и идеалистическая психология Гербарта.
Главная мысль теории:
движущая сила истории - это народ и "дух целого", который выражает себя в искусстве, религии, мифах и обычаях.
Индивидуальное же сознание - лишь его продукт, звено некоторой психологической связи.
Задача психологии - познать сущность духа народа и открыть законы по которым протекает духовная деятельность народа.
Теория инстинктов социального поведения: заключается в том, что причиной социального поведения являются врожденные инстинкты. Стремление к цели свойственно и человеку, и животному. Совокупность «стремление + желание + порыв» выступает как движущая сила интуитивного характера, объясняющая социальное поведение.
Инстинкты включают в себя 3 части:
1 - рецептивная;
2 - эмоциональная;
3 - двигательная.
Таким образом, все, что происходит в области сознания, зависит от бессознательного начала. Внутренним выражением инстинктов являются эмоции.
Маккдугал выделил 6 пар, связанных между собой инстинктов и эмоций:
Инстинкт борьбы – гнев и страх
Инстинкт бегства – эмоция самосохранения
Инстинкт воспроизведения рода – ревность и робость
Инстинкт приобретения – чувство собственности
Инстинкт строительства – чувство созидания
Стадный инстинкт – чувство принадлежности
Основные теоретические концепции современной зарубежной социальной психологии
Главная страница