Развитие социальной психологии в России



Дискуссия о предмете социальной психологии:

I этап (20-е годы XX века)
Челпанов – предложил разделить единую психологию на соц психологию, которая развивалась бы в рамках марксизма, и “собственно” психологию, которая оставалась бы эмпирической. Эмпирическое исследование – базируется на непосредственном практическом взаимодействии исследователя с объектами исследования.
Артемов – предложил разделить единую психологию на психологию индивида и психологию коллектива.
Корнилов – был также за сохранение единства психологии, но путем распространения принципа реактологии на поведение человека в группе (единство реакции членов группы на внешний раздражитель).
Блонский – поставил вопрос о необходимости анализа роли социальной среды при характеристике психики человека.
Бехтерев – новая наука – рефлексология; он предлагал большую часть этой науки отдать под решение социально-психологических проблем.
Рейснер – наука о соц. раздражителях разных видов и типов – психология.
В итоге марксистская психология не прижилась, несмотря на желание многих ее основателей.

II этап (50-60-е годы XX века) – 3 подхода
1 подход: популярен среди социологов. Понимал психологию как науку о массовых явлениях психики. Акцент делался на изучение психологии классов; изучались традиции, нравы и обычаи; внимание уделялось формированию общественного мнения.
2 подход: популярен среди психологов. Акцент делался на изучение психологических черт, особенности характера и типологию личности.
3 подход: объединил в себе два первых.

Парыгин говорил, что социальная психология изучает:
1. социальную психологию личности;
2. социальный психологию общности (группы) и общения.



Первые исторические формы социально-психологического знания

Главная страница