Транзактный анализ Э. Берна + Экман, Аргайл





Транзактный анализ – направление психологии, разработанное в 50-е годы американским психологом Э.Берном.

Выделяются три основные социальные роли:
«Родитель» = «надо»;
«Ребёнок» = «хочу!»;
«Взрослый» = 50% «надо» + 50% «хочу».

Транзакция — это единица общения, которая состоит из стимула и реакции.
Транзакции бывают двух видов:
Дополнительная транзакция (эффективна)
Пересекающаяся транзакция (неэффективна)



Основная особенность дополнительных транзакций в том, что векторы общения параллельны и никогда не пересекаются. Пока транзакции дополнительны - процесс коммуникации между людьми протекает гладко и неопределенно долго.
При перекрестной транзакции векторы не параллельны друг другу. Например, стимул рассчитан на взаимоотношения Взрослый - Взрослый: "Ты не видела, где мои запонки?". Дополняющим здесь может быть признан ответ: "Запонки лежат на столе". Однако собеседник может вспылить: "Вечно я у тебя во всем виноват!" (Детский вариант) или "Ищи их там, куда сам положил!" (Родительский вариант).
Вступая во взаимодействие, человек всегда играет какую-нибудь социальную роль.Для оптимального функционирования личности с точки зрения транзактного анализа, необходимо, чтобы в личности были гармонично представлены все три состояния Я.

+


Невербальное общение - это "язык жестов", включающий такие формы самовыражения, которые не опираются на слова и другие речевые символы.
Чтобы как-то классифицировать выражения лица, была предложена методика, введённая П. Экманом и получившая название FAST - Facial Affect Scoring Technique.
Принцип: лицо делится на три зоны горизонтальными линиями (глаза и лоб, нос и область носа, рот и подбородок). Затем выделяются шесть основных эмоций, наиболее часто выражаемых при помощи мимических средств: радость, гнев, удивление, отвращение, страх, грусть.




Аргайл изучал разницу в жестах представителей разнообразных культур.
Он считал, что у тела есть свой неповторимый язык - телодвижение.
Кин+Кин ( Единица движения тела).



Личность в группе: социально-психологические характеристики

Главная страница