Стадии процесса социализации. Институты социализации.
С точки зрения психоанализа (фрейдизм) особое значение для развития личности имеет период раннего детства; социализация совпадает хронологически с периодом раннего детства.
Другие школы социальной психологии изучают социализацию в период юности.
В отечественной социальной психологии сделан акцент на то, что социализация предполагает усвоение социального опыта в ходе трудовой деятельности. Если принять этот принцип, то можно определить три основные стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую.
Дотрудовая стадия социализации охватывает весь период жизни человека до начала трудовой деятельности. Эта стадия разделяется на два периода:
1. ранняя социализация (период раннего детства – до поступления в школу);
2. стадия общения (весь период юности).
Трудовая стадия социализации охватывает период зрелости человека, это весь трудовой период деятельности человека.
Делается акцент на том, что личность не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его.
Послетрудовая стадия социализации – период жизни человека, когда все его социальные функции свёртываются. Косвенным признанием того, что социализация продолжается в пожилом возрасте, является концепция Э. Эриксона о наличии восьми возрастов человека.
Те группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, получили название институтов социализации.
На дотрудовой стадии социализации такими институтами выступают: в период раннего детства – семья и играющие всё большую роль в современных обществах дошкольные детские учреждения. Семья традиционно рассматривается как важнейший институт социализации. Именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли (в том числе – половые, формирование черт маскулинности и феминности), осваивает первые нормы и ценности.
Во втором периоде ранней стадии социализации основным институтом является школа. Школа обеспечивает ученику систематическое образование. Школа задаёт первичные представления человеку как гражданину и способствует его вхождению в гражданскую жизнь. Школа расширяет возможности ребёнка в плане общения: общение с взрослыми, устойчивая среда общения со сверстниками, что само по себе выступает как важнейший институт социализации.
С точки зрения социализации, юность – это важнейший период в становлении личности, потому что он связан с постоянным осуществлением выбора (профессии, системы ценностей и т.д.), этот период наиболее интенсивного принятия жизненно важных решений. При этом важное значение играет, то, как этот институт социализации облегчает, или обучает принятию таких решений.
Что касается институтов социализации на трудовой стадии, то важнейшим из них является трудовой коллектив. Стиль лидерства или групповое принятие решений характеризует какие-то стороны трудового коллектива как института социализации.
Проблема социализации играет связующее звено в изучении соотносительной роли малых и больших групп в развитии личности.
Лидерство и руководство. Теории происхождения лидерства.
Главная страница