Методы социально-психологического исследования



Весь набор методов можно разделить на две большие группы: методы иследования и методы воздействия.

1. Наблюдение - самый старый метод социальной психологии ("несовершенный метод").




Главные проблемы метода:
как фиксировать единицы наблюдения, чтобы "протокол" можно было прочесть другим исследователям;
какой временной интервал необходим для наблюдения.

2. Изучение документов (в частности контент-анализ).
При помощи метода изучения документов возможен анализ продуктов человеческой деятельности. Важную роль при изучении документа играет способность к пониманию текста.
Суть приёма контент-анализ в том, что в тексте выделяются специальные "единицы" и посчитывается частота их употребления. Метод используется в СМИ.

3. Метод опроса.




Интервью -взаимодействие интервьюера и респондента (т.е. человека, отвечающего на вопросы). В ходе интервью проявляются все описываемые в социальной психологии способы воздействия одного человека на другого, действуют все законы восприятия людьми друг друга, нормы их общения.
Главная проблема метода:
сложноть конструирования вопросника и " как же можно доверять информации, полученной из непосредственных ответов испытаемых, по существу из их самоотчётов".

4. Тесты - испытание особого рода, в ходе которого испытуемые выполняют специально разработанные задания, либо отвечают на вопросы, отличные от вопросов интервью и анкет, т.е. носят косвенный характер. С помощью "ключа" можно соотнести результаты с определёнными параметрами.
Есть небольшой недостаток личностных тестов - они охватывают лишь какую-то одну сторону личности.

5. Эксперимент.




Суть метода: произвольное ведение экспериментатором независимых переменных и контрль за ними, а также за изменением зависимых переменных.

Социальная психология общения. Структура и функции общения.

Главная страница